Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Философия, Политология, Социология arrow Мнемическая система в теории психоанализа

Мнемическая система в теории психоанализа

Рефераты - Философия, Политология, Социология
Мнемическая система в теории психоанализа
Введение 3
Глава 1. Мнемическая система в теории психоанализа 4
1.1.Понятие мнемической системы 4
1.2.Память в теории З.Фрейда 5
Глава 2. Вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа 10
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Актуальность. Роль мнемической системы в жизни человека огромна. Мнемическая система непосредственно связана с усвоением человеческого опыта. Без неё люди были бы существами мгновения. Прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю жизнь и делающий человека тем, кто он есть.
Мнемическая система лежит в основе всего психического развития. Именно поэтому проблема развития мнемической системы давно занимает центральное место в психоанализе.
Цель работы: изучить мнемическую систему в теории психоанализа.
Объект исследования: мнемическая система.
Предмет исследования: теория психоанализа.
Задачи исследования:
1. Определить понятие мнемической системы
2. Рассмотреть память в теории З. Фрейда
3. Изучить вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Мнемическая система в теории психоанализа
1.1. Понятие мнемической системы
Мнемическая система представляет собой процессы памяти.
Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели процессы памяти непроизвольны.
Запоминание. Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».
Хранение. Имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение друго й. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной - последующей информации.
Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».
Забывание. Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.
1.2. Память в теории З.Фрейда
Автор психоанализа психотерапевт и психолог З.Фрейд создал психоанализ как метод изучения человеческой психики и лечения различных психических заболеваний. Психологи и психиатры, примкнувшие к психоанализу, в первую очередь, изучали влияния неосознаваемой части психики человека на его формирование и развитие. В круг исследований были включены способности человека, его размышления и поступки, а также взаимоотношения с другими людьми. Так как психоанализ пришел из медицины, психологи обращали особое внимание на телесное и психическое здоровье. Бессознательное в психике сравнивалось с «подводной частью айсберга», которая, определяла его судьбу и путь. Психологи заявляли, что если осознать бессознательное, поняв, как оно воздействует на жизнь, можно решить глубинные проблемы личности. Это базовая формула психоанализа, появилась в ходе лечения пациентов с диагнозом истерии, а затем другими иными психическими расстройствами. После этого психоанализ был явлен широкой психологической и медицинской публики как психология бессознательного, а психиатр З.Фрейд стал первым в мире психоаналитиком.
В знаменитой VII-ой главе «Толкования сновидений» (1899) психический аппарат Зигмунда Фрейда построен по классической модели рефлекса: восприятие-память-моторика. «Восприятие-сознание» образует один полюс, центральную часть психического аппарата занимает «память-несознательное», на противоположном его полюсе находится «моторика-предсознательное».
Восприятие-сознание обладает функцией внимания и так называемой кратковременной памятью. Из субъективных переживаний вниманию восприятия-сознания доступны только аффекты (чувства), т.е., качественная оценка переживаний (приятно-неприятно). Вниманию также, в принципе, легко доступны феномены предсознательного-моторики, находящиеся на полпути между субъективными переживаниями и объективными явлениями.
Память-несознательное является синонимом того, что называется долговременной памятью. "Сознательный субъект" академической философии и психологии не имеет долгой памяти, зато несознательная память "имеет" такого субъекта, как и всякого другого, что и травматично. В несознательной памяти запечатлены «памятные следы, они же - следы воспоминаний» объектов (вещей и людей), субъективно переживаемые как зрительные, кинестетические, тактильные, обонятельные, вкусовые «представления» об объектах и объектных отношениях. Для звуковых представлений в несознательном запечатлена только вибрационно-тактильная память о просодии (мелодии речи), но не память о смысле сочетаний звуков (слов).
Предсознательная психика в психоанализе является синонимом не только моторики, но и того, что в общей психологии называют научением. В отличие от восприятия-сознания, предсознательная моторика не лишена памяти, именно на этом полюсе хранятся следы смысловой памяти словесных представлений, а также смысла мимики и жеста.
Память о смысловом значении слов (и жестов) усваивается с запозданием в ходе воспитания, и воспитание первичными объектами (обычно - родителями) абстрактно можно свести к символизации и к развитию мышления, и, таким образом, к минимизации потенциально травматического эффекта объектных представлений. Установление ассоциативных связей между объектными представлениями несознательной памяти и вербальными представлениями предсознательной моторики называется символизацией. Если при этом полюс восприятия-сознания способен обходным путем языковой деятельности ассоциировать воспринимаемые им субъективно аффекты с объективно и субъективно (в разной степени) воспринимаемыми словесными представлениями (символами), исходящими из полюса предсознательной моторики, то такая ассоциативная связь называется мышлением. Сама несознательная память в таком процессе меняет свой характер: из энграммы, пиктограммы она превращается в знак, запись, код (языком информатики - становится не аналоговой, а цифровой памятью).
Записанные в нейрогуморальном субстрате психики памятные следы (энграммы и пиктограммы) существуют и сохраняются (заряжены и подзаряжаются) благодаря постоянному сохранению некоторого уровня раздражимости этого субстрата, описываемого в психоанализе метафорически как психическая энергия - либидо, уровень которого является одновременно и "побочным продуктом" жизнедеятельности организма и условием поддержания жизни в нервном субстрате психики.
Самые сложные и самые совершенные мыслительные процессы могут протекать не возбуждая сознание. С этой точки зрения именно сознательные психические явления составляют наименьшую часть психической жизни, не будучи, вместе с тем, независимыми от бессознательного.
Термин бессознательное применялся еще до Фрейда для обозначения всего несознательного. Фрейд же отходит от предшествующей психологии, обращаясь к метапсихологическому представлению, то есть описанию психических процессов в динамическом, топическом и экономическом отношении. Именно топическая точка зрения позволяет определить бессознательное. Психическая топография не имеет ничего общего с анатомией, она ссылается на места в психическом аппарате. Последний является «как бы инструментом», состоящим из независимых систем, или инстанций. Психический аппарат построен по модели рефлекторного аппарата, одно из окончаний которого воспринимает внутренние или внешние стимулы, находя их разрешение на другом, моторном, окончании. Именно между этими двумя полюсами функция памяти аппарата и реализуется в форме мнемических следов, оставленных восприятием. Сохраняется не только содержание восприятий, но и их ассоциации, например по совпадению во времени, сходству и т. д. Одно и то же возбуждение фиксируется отныне разными способами во многих слоях памяти. Поскольку функции памяти и восприятия связаны отношением исключения, следует признать, что наши воспоминания изначально бессознательны.
Где же могут храниться следы воспоминаний?
Первый этап - регистрация в зрительной коре, второй - образование ряда горизонтальных мультисинаптических кортико-кортикальных ассооциативных связей, и третий - активация кортико-лимбико-таламических путей, которые связывают тех с аффективными системами. По завершении этих этапов центральное представительство стимулов сохраняется и далее может ассоциативно связываться с хранящимися репрезентациями других стимулов и событий, которые тоже хранятся в коре мозга. Согласно находкам ассоциации стимулов и аффектов возникают затем, по-видимому, через посредство кортико-миндале-таламических взаимодействий, тем самым наделяя стимул смыслом, связывая его с аффектом.
Были обнаружены свидетельства, приведшие к постулату о второй системе, в которой хранящиеся в коре репрезентации стимулов соединяются с комплексом стриатум или базальными ганглиями двигательной системы. Эта кортико-стриатумная система функционирует независимо и параллельно с уже описанной кортико-лимбической системой памяти.
Эта система была названа системой "склонностей", поскольку она включает в себя некогнитивные связи с субкортикальными структурами.
Поскольку комплекс стриатум является более древним, - в филогенезе он предшествует появлению лимбической системы и коры, - то разумно предположить, что он предшествует им также и в онтогенезе.
Глава 2. Вытеснение как процесс памяти с точки зрения психоанализа
Вытеснение - универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
1) вытесненное все-таки прорывается в сознание;
2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивидуума и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются. "Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного становится мотивом вытеснения: этические и другие требования индивидуума являются силами, которые вытесняют. Принятие несовместимого желания (или то же самое, продолжение конфликта), вызовет значительное неудовольствие". Это неудовольствие устраняется вытеснением.
Можно определить вытеснение как забывание. Говоря о вытеснении в психоанализе, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций). Чаще всего, отмеченные репрезентации - это несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Эти желания или воспоминания забываются с целью избавления от осознанного страдания. Но забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает существовать "сам по себе" и отщепленный от них подавленный аффект, представляющий собой нереализованное желание, непережитую травму. И чем сильнее подавленный аффект, тем больше требуется психической энергии для удержания в бессознательном связанной с ним репрезентации, тем выше вероятность её проникновения обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве симптома. Такое забывание, при котором от забытого содержания отщепляется связанный с ним аффект, и называется вытеснением.
Какое же влияние на психику оказывают вытесненные стремления и желания?
На первый взгляд кажется, что, устраняя из сознания нежелательные идеи, человек избавляется от неудовольствия. Но, как писал З.Фрейд, "...в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать: оно может активизироваться и вызвать дискомфорт и нарушения в психике".
Вытеснение характеризует инфантильность, незрелость личности; чаще всего оно наблюдается у детей и истерических невротиков. Если вытесненное в процессе психоанализа попадает в сознание (что предусматривает преодоление значительного сопротивления), то под руководством психолога психический конфликт получит лучший выход, нежели с помощью защитного механизма. Осознав вытесненный элемент, человек обретает возможность сознательно овладеть несовместимыми желаниями.
Что же мешает человеку осознать свои вытесненные желания и мысли?
З.Фрейд считает, что в процессе лечения на невротика действуют две силы, направленные друг против друга:
1) сознательное стремление невротика вспомнить забытое,
2) сопротивление, мешающее вытесненному и его производным вернуться в сознание.
Во время психоаналитических сеансов такое стремление не допустить в сознание вытесненные неосознанные желания и мысли проявляется в сопротивлении психоаналитику и выражается в критике в адрес врача, в отказе сообщать нужные сведения и прочее. В случае, если сопротивление очень незначительно или вовсе равно нулю, то забытое без извращения и перекручивания попадает в сознание.
А в случае большого сопротивления вытесненное изменяется тем сильнее, чем сильнее сопротивление, направленное против осознания вытесненного.
Таким образом, вытеснение представляет собой защитный механизм психики, заключающийся в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного «Я» переживаний - влечений и импульсов, и их производных - воспоминаний, эмоций.
Вытесненное из сознания забывается субъектом, сохраняя присущую ему энергию влечения (катексис психической энергии) в бессознательном. Вытесненное, стремясь вернуться в сознание, может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психологические комплексы. На поддержание энергии вытесненного со стороны Эго требуются постоянные затраты. К возвращению вытесненного может привести нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов: такие случаи наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также в условиях сна. Связанное с психическим шоком прямое вытеснение может привести к тяжёлым травматическим неврозам; неудачное или неполное вытеснение - к образованию невротических симптомов. Полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место только в редких случаях полной сублимации.
Большинство современных психоаналитиков главной причиной, вызывающей вытеснение склонны считать страх, которым в ситуации опасности реагирует Эго.
О месте вытеснения среди других защитных механизмов среди психоаналитиков нет единого мнения. Первоначальное представление о вытеснении как о главном и универсальном психическом механизме в настоящее время уступает место взгляду, согласно которому вытеснение вступает в действие только после того, как не сработают другие механизмы: проекции, изоляции реактивного образования и др.
Психолог, использующий психоанализ для коррекции невроза, рассматривает данную проблему как невротический конфликт, между комплексом социальных желаний и невозможностью их реализовать. Но невроз запускается не вследствие этого конфликта, а по причине невозможности его осознания. Человек испытывает сильное неосознанное желание, но не может его осознать, потому что какая-то часть его душевных сил сильно сопротивляется этому осознанию. Например, мужчина «не позволяет себе» испытывать ревность по отношению к своему брату. И поэтому даже если чувства ревности возникают, они всё равно остаются запрещенными и сдержанными для сознания. Или, как скажет психоаналитик, вытесненными. То есть вытесненный опыт становится причиной невротического конфликта.
Психоаналитическая терапия направлена на разрешение глубинных причин невроза: на осознание вытесненного конфликта. Даже когда некое переживание, воспоминание, желание или конфликт вытеснены, они, тем не менее, могут «прорываться» в наше сознание в виде сновидений, обмолвок, ложных действий или самопроизвольных забываний. Метод психоанализа основан на том, чтобы осознать, понять то, что «прорывается» в сознание. Психолог должен проанализировать сновидение или попытаться понять причину оговорки или забывания.
В основе психоаналитической техники лежат представления о том, что, поняв причины своих действий, пациент избавится от ряда трудностей, связанных с ними. И хотя психолог не может мгновенно осознать вытесненный конфликт, тем не менее, можно проанализировать его проявления. К проявлениям вытесненного традиционно в психоанализе относятся забывания, оговорки, сновидения, симптомы.
Разбирая сновидение о ботанической монографии, Фрейд (Freud, 1900) разработал идею мнемических сетей - сетей, построенных на узловых точках, или элементах сновидения, в которых сходятся многие мысли сновидений. Только что представленное рассмотрение согласуется с гипотезой о том, что один и тот же мнемический паттерн можно обнаружить не только при структурировании отдельного сновидения, но также в устойчивых паттернах хранящихся конфликтных воспоминаний, которые лежат в основе связей между конфликтными (иногда катастрофическими) событиями в развитии и повторяющимися паттернами развития взрослого, такими как невротические симптомы и особенности характера. Паломбо (Palombo, 1978) предположил, что одной из функций сновидения, возможно, является сохранение или фиксация воспоминаний о событиях, путем размещения их должным образом в таких устойчивых мнемических системах или "мнемических сетях". Такие идеи имеют интересные приложения. Например, можно предположить, что каждый из нас имеет устойчивую ядерную сеть хранящихся воспоминаний - связанных их отношением к общей способности вызывать сильные аффекты и идентичные комплексы эмоциональных переживаний. Такие сети, корнями уходящие в ранние - реальные или фантазийные - конфликтные переживания, могут разветвляться в процессе развития, когда более поздние события вызывают резонанс в более ранних - располагая определенным образом одинаковые или похожие проблемы. Остатки таких событий, остающиеся закодированными в памяти, затем могут быть осмыслены как составляющие устойчивые ядерные точки, описанные Фрейдом для отдельного сновидения. Можно предположить, что мысли, возникающие в виде "свободных ассоциаций", после того, как они найдут себе путь к ядерной сети, могут затем быть сильно нагружены (конденсированы) узлами и значениями, которые те содержат. Чем ближе закодированные значения к ранним переломным моментам, тем меньше будет узловых точечных (т.е. конденсирванными) идей.
Такая гипотеза может предсказывать, что новое восстановление важных воспоминаний должно быть более легким, при возникновении репрезентации таких узловых идей и достигаться в ходе свободного ассоциирования.
Современные исследования памяти с помощью гипноза показали, что человек практически ничего не забывает из того, что происходило с ним в жизни. После введения в гипнотический транс люди сообщают поразительные подробности из своей жизни периода самого раннего детства, воспоминания, которые казались забытыми навсегда. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что выражение "стереть из памяти" не совсем оправданно.
Человеческая память устроена таким образом, что мы многое забываем, но забытое, порой, надежно храниться в части памяти, куда нет произвольного доступа. Большая часть жизни человека наполнена малозначительными эпизодами, и каждый о них достаточно быстро забывает, потому что они не представляют ценности. Значимые события жизни человек помнит всю жизнь. Конечно, значимыми являются не только биографические события, так сказать, судьбоносные вехи, годовщины которых потом отмечаются. Порой человек помнит всю жизнь о каких-то, казалось бы, малозначительных случаях. Среди важных событий и, казалось бы, пустяковых происшествий есть и такие, о которых хотелось бы забыть, что часто почему-то не удается.
Изучение истерических симптомов, равно как и формирования сновидений требует предположить две психические инстанции, одна из которых подчиняет деятельность другой своей критике и, в случае чего, преграждает ей доступ к сознанию. Система, отвечающая за критику, будучи экраном между критикуемой инстанцией и сознанием, оказывается на моторном окончании и называется предсознательным, в то время как термин бессознательное будет относиться к системе, которая расположена больше сзади и способна достичь сознания лишь проходя через предсознательное. Таким образом, психический акт проходит через две фазы; сначала через бессознательное, а если он отодвинут цензурой, то он вытесняется и должен оставаться бессознательным.
Теория бессознательного является основополагающей гипотезой психоанализа; согласно Ж. Лакану бессознательное «структурировано, как речь».
Согласно первой топографии психического аппарата, З. Фрейд называет бессознательным инстанцию, состоящую из вытесненных элементов, которым было отказано в доступе к инстанции предсознательного-сознательного. Эти элементы являются представителями, образованными под влиянием влечения, которые подчиняются механизмам первичного процесса.
Следует также признать существование контрвложения, с чьей помощью предсознательное защищает себя от прорыва бессознательных репрезентаций и организует первоначальное вытеснение, вытеснение, в ходе которого психический представитель влечения поначалу получает отказ заняться им со стороны предсознательного и с которым влечение остается неизменно связанным. Первоначальное влечение является, таким образом, притягательной силой предсознательных репрезентаций.
Лишь благодаря изучению порождений бессознательной системы можно попасть в ее владения. В действительности, не бывает вытеснения без возврата вытесненного: без симптомов, являющихся образованиями бессознательного. Ядро бессознательного составляют представители влечения, которые стремятся к освобождению своего заряда, то есть «желания». Бессознательные желания независимы и существуют бок о бок без всякой синтаксической связи: мысли в сновидении не могут обеспечить логическую связь. В то же время сновидение превосходно соединяет противоположности и представляет их в одном объекте. Поэтому трудно понять, выражает ли элемент сновидения положительное или отрицательное содержание в мысли сновидения.
Авторы интерсубъективного подхода отказываются от "археологической модели" психоанализа Фрейда, согласно которой психоанализ представляется как техника раскапывания бессознательного и прояснения все более глубоких его уровней, следуя которой придерживающиеся точки зрения Фрейда аналитики рассматривали свою работу в основном как реконструкцию того, что когда-то существовало, а затем было похоронено при помощи вытеснения.
Согласно же авторам интерсубъективного подхода, перенос - это не регрессия к предшествующей стадии, не смещение из прошлого, но скорее выражение продолжающегося влияния организующих принципов и образов, которые выкристоваллизовались из ранних, формирующих переживаний пациента. Поэтому перенос рассматривается ими не как биологически детерминированная тенденция повторения прошлого, но скорее как проявление универсального психологического стремления организовывать опыт и конструировать смыслы.
Согласно Г. Кристалу, каждый человек сталкивается в своей жизни с задачей достижения интеграции собственной психики. При этом всё то, что в человеке переживается как «не-Я», вытесняется: «...то, что не воспринимается сознательным образом как часть саморепрезентации, оказывается функционально вытесненным, даже если оно сохраняет качество понимания».
Нередко к психоаналитику обращаются с просьбой помочь именно забыть что-то или даже "стереть" из памяти целые годы жизни. Ведь у каждого человека бывают такие периоды, воспоминание о которых доставляют нам страдания. Но "забыть", как удалось установить психоанализу - это не то же самое, что "придать забвению".
Все дело в том, что события для человека являются значимыми исключительно с субъективной точки зрения, то есть это связно с отношением, а значит нашими чувствами. Значимым является событие, вызвавшее сильные переживания. На самом деле, человека мучают не воспоминания, а связанные с ними острые, порой непереносимые чувства.
Но, оказывается, несмотря на то, что если человек забывает то, что с ним происходило - это еще не означает, что чувства с этим связанные канут в Лету, и все будет предано забвению. Сильные чувства, как удалось установить с помощью психоанализа, подчиняются закону сохранения энергии, которая, как известно, не может возникать ниоткуда и исчезать в никуда. Сильные чувства, связанные с травматическими событиями жизни, продолжают существовать даже в том случае, если эти события давно забыты. Теперь, оказавшись несвязанными, оторванными от этих событий, эти чувства могут восприниматься как беспричинная тоска или даже депрессия, они могут превращаться в невротические симптомы и даже симптомы самой настоящей физической болезни. Событие может быть давно забытым, но переживания с ним связанные могут заявлять о себе в изнурительной бессоннице или мучительных болях в сердце в течение всей жизни.
Всем известно, что заболевания желудка являются следствием сильных переживаний. Важно отметить, что в русском языке есть такое образное выражение: "Не могу это переварить" - когда говорят о невозможности пережить что-то. Также известны выражения: "Это не укладывается в голове" или "Как обухом по голове" - и мы знаем, что причиной инсульта является сильное эмоциональное потрясение, и тогда говорят: "Его хватил удар". И конечно, каждый человек чувствует сердцем, и каждому известно образное выражение "Сердце прямо остановилось" и, конечно, всем известны причины инфарктов когда, как говорят, "Сердце разорвалось". Вот таков он, великий и могучий русский язык, испокон веков, задолго до рождения психоанализа, нам всегда бессознательно были известны причины наших недугов. Остается только вспомнить то, что забылось. Вспомнить, чтобы забыть, придав забвению навсегда.
А вот чувства забыть нельзя - чувства можно только пережить (изжить). И тогда перестанет мучить то, что казалось невозможным забыть никогда. И если это не удалось сделать самостоятельно, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью. То, что не удалось пережить одному - проще сделать вдвоем.
Заключение
Мнемическая система представляет собой процессы памяти.
Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели процессы памяти непроизвольны.
З. Фрейд считает, что восприятие-сознание обладает так называемой кратковременной памятью. Память-несознательное является синонимом того, что называется долговременной памятью. В несознательной памяти запечатлены «памятные следы, они же - следы воспоминаний» объектов (вещей и людей), субъективно переживаемые как зрительные, кинестетические, тактильные, обонятельные, вкусовые «представления» об объектах и объектных отношениях. Для звуковых представлений в несознательном запечатлена только вибрационно-тактильная память о просодии (мелодии речи), но не память о смысле сочетаний звуков (слов).
Кроме этого, по мнению З. Фрейда, предсознательная моторика не лишена памяти, именно на этом полюсе хранятся следы смысловой памяти словесных представлений, а также смысла мимики и жеста.
Говоря о вытеснении в психоанализе, имеют в виду забывание неприемлемых для сознания репрезентаций. Чаще всего, отмеченные репрезентации - это несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Эти желания или воспоминания забываются с целью избавления от осознанного страдания. Но забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает существовать "сам по себе" и отщепленный от них подавленный аффект, представляющий собой нереализованное желание, непережитую травму. Такое забывание и называется вытеснением.
З.Фрейд считает, что в процессе лечения на невротика действуют две силы, направленные друг против друга:
1) сознательное стремление невротика вспомнить забытое,
2) сопротивление, мешающее вытесненному и его производным вернуться в сознание.
Таким образом, вытеснение представляет собой защитный механизм психики, заключающийся в изгнании из сознания неприемлемых для сознательного «Я» переживаний - влечений и импульсов, и их производных - воспоминаний, эмоций.
Большинство современных психоаналитиков главной причиной, вызывающей вытеснение склонны считать страх, которым в ситуации опасности реагирует Эго.
В основе психоаналитической техники лежат представления о том, что, поняв причины своих действий, пациент избавится от ряда трудностей, связанных с ними. И хотя психоаналитик не может мгновенно осознать вытесненный конфликт, тем не менее, можно проанализировать его проявления.
Таким образом, цель и задачи работы были решены в ходе данного исследования.
Список использованной литературы
1. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.
2. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984.
3. Качалов П.В. Психоаналитическая концепция травматического невроза. Т. 2. Москва, 2004
4. Килборн Б. Когда травма поражает душу // Журнал практического психолога, №1-2, М., 2001
5. Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. М., 2006, с.21.
6. Рейзер М.Ф. Области соприкосновения психоанализа и нейронауки: вызов и благоприятная возможность друг для друга//Журнал практической психологии и психоанализа, №4. 2001г.
7. Старовойтов В.В. Загадка Я//Журнал практической психологии и психоанализа, №4. 2007г.
8. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.
9. Тэхкэ В. Психика и её лечение. М., 2001
10. Фрейд З., Вытеснение, в его кн.: Основные психологические теории в психоанализе, пер. с нем., М. - П., 1923, с. 90-102

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR