Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow ЕГЭ arrow Преподавание arrow Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева

ЕГЭ - Преподавание

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Цель  урока

Выяснить  суть  взаимоотношений  Пугачева  и  Гринева;

Показать  противоречивость  и  обреченность  характера  Пугачева;

Развивать  умение  школьников  видеть  и  оценивать  смысл  и  знание  художественных  деталей,  портретных  зарисовок,  диалогов,  композиции  произведения  в  целом;

Воспитание  милосердия,  честности.

Словарная  работа:  милосердие  и  жестокость,  беспощадность,  обреченность,  отсутствие  смирения,  великодушие,  нравственный  выбор.

Оборудование:  Презентация:  иллюстрации  к  повести  «Капитанская  дочка»,  фрагменты  одноименного  художественного  фильма;  мультимедийная  установка.

Методика  урока:  Аналитическая  беседа,  индивидуальные  задания.  Формы:  коллективная,  частично  групповая,  индивидуальная.  Технологи:  ИКТ,  сотрудничества.

Ход  урока.

Цель  урока - выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв - человек чести?

Это поможет нам подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

1.  Вступление.

"Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти" - советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".

ИТАК,  10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

2.  Основная  часть.

1. Биографическая  справка  о  Емельяне  Пугачеве  (индивидуальные  сообщения  учащихся).

- Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать.

2.  Первая  встреча  с  Гриневым.  Глава  «Вожатый».

"Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?" - такова была тема домашнего сочинения-миниатюры. (Зачитываются некоторые работы).

Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику - БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв - с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

3. Вторая  встреча  Гринева  и  Пугачева. 

1.  Просмотр  отрывка  из  кинофильма.

Проявление  каких  черт  Пугачева  мы  наблюдаем  в  главе  VII  «Приступ»?

-  Жестокость - "Унять старую ведьму!",

-  беспощадность - "Вешать его!",

-  милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву).

ВЫВОД:  Противоречивость  натуры  Пугачева.

Чтение  отрывка  «Есть  упоение  в  бою…»

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин "Пир во время чумы"

Как соотносятся эти  слова с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

Анализ  сцены  откровенного  разговора  Гринева  и  Пугачева (глава  VIII  «Незваный  гость»)

-  Какие  качества  Гринева  импонируют  Пугачеву?

ВЫВОД:  Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.

Работа  в  группах:

группа:  А  может  быть,  Пугачев  и  в  самом  деле  чудом  воскресший  царь  ПетрIII?

Ответ:  1. не  умеет  читать  (гл.Разлука)

2.  лексика  простонародная  (пословицы  и  поговорки,  калмыцкая  сказка,  «авось,  исхожена, изъезжена)

- Какие  ещё  качества  Пугачева  раскрываются  в  главе  «Разлука»? Великодушие (- "Казнить - так казнить, миловать - так миловать!"), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

4.  Третья  встреча  Гринева  и  Пугачева  (Глава  XI  «Мятежная  слобода»  и  XII  «Сирота»)

 2. группа:    В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

Ответ: 

- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - "люди, обречённые виселице, поют о виселице"

- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

2.  Просмотр  отрывка  из  кинофильма.

Да,  сказка…  С  кем  сравнивает  себя  Пугачев?

Что  он  хочет  сказать  этим  Гриневу?

А  Пушкин  с  кем  сравнивает  Пугачева,  судя  по  эпиграфу?

3. группа:     Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.

Ответ: 

("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")

ВЫВОД  УЧИТЕЛЯ:

Конечно  же,  никакой  Пугачев  не  царь  -  это  знают  и  понимают  и  Гринев,  и  Пугачев.  И  то,  что  Пугачев  обречен,  тоже  понимают  оба.  Отсюда  и  постоянная  боль  Гринева  за  Пугачева.  Но  и  сам  факт  присутствия  и  общения  Гринева  с  Пугачевым  как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

5.  Четвертая  встреча  Гринева  и  Пугачева 

. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

3.  Просмотр   эпизода фильма - казнь Пугачёва.

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он  попросил  прощения,  а  люди  простили  --  ХРИСТИАНСКОЕ  МИЛОСЕРДИЕ),

3.  Подведение  итога  урока.

Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)

6.  М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:

"От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности:

В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел".

- Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым? (Наверное,  необходимо  понять  значение  слова  ЧАРА)

- Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?

(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем -  значит, по мне,  клевать мертвечину".)

3.  Подведение  итога  урока.

Вывод.  Слово  учителя.

"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

5.  Д/З 

Составить сложный план к сочинению по теме "Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

 

 

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR